Почетные президенты ФЛА

Волк Игорь Петрович.

Первый Президент ФЛА

Родился 12 апреля 1937, Змиёв. Лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, Заслуженный лётчик-испытатель СССР, президент международной ассоциации «Земля и космонавтика», полковник запаса (с 1987 г.)

Биография

Детство и юность

Учился в средней школе № 1 в городе Змиёв и средней школе № 14 в городе Уссурийске (б. Ворошилов) Приморского края. В 1954 г. окончил среднюю школу № 5 в городе Курске. Занимался в Курском аэроклубе, первый полёт совершил в апреле 1954 г.

Служба в армии

С 1954 г. – на действительной службе. В 1956 досрочно (за два года) окончил Кировоградское военное авиационное училище лётчиков (КВАУЛ). С 1956 г. служил лётчиком Бакинского округа ПВО, Азербайджанская ССР, летал на самолётах Ил-28, Ту-16. Вышел в запас в 1963 г. С 1963 старший лейтенант запаса, с 1987 - полковник запаса.

Классность

Общий налёт более 7000 часов, из них в испытательных полётах более 3500 часов. С 1965 г. лётчик-испытатель 4-го класса, с 22 июля 1966 г. лётчик-испытатель 3-го класса, с 1969 г. лётчик-испытатель 2-го класса, с 16 ноября 1971 г. лётчик-испытатель 1-го класса. С 1984 г. Космонавт 3-го класса.

Работа испытателя

В 1963 - 1965 гг. прошёл обучение в Школе лётчиков-испытателей Лётно-исследовательского института имени Громова (ЛИИ), с 1965 г. на лётно-испытательной работе в Лётно-испытательном центре (ЛИЦ) ЛИИ. В 1995—1997 гг. работал начальником этого центра, заместителем начальника ЛИИ. Уволился из ЛИИ 26 февраля 2002 г.

За годы работы летал на всех типах отечественных истребителей, бомбардировщиков и транспортных самолётов. Особое умение проявил в сложных испытаниях различных самолётов на штопор. Первым в мире провёл испытания поведения самолётов на больших закритических углах атаки (до 90°), выполнив фигуру высшего пилотажа «кобра».

Без отрыва от основной работы в 1969 году закончил Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе.

Космические программы

В рамках авиационно-космической программы «Спираль» в мае 1976 года проводил испытания дозвукового аналога орбитального самолёта — МиГ-105.11 (начальный этап).

12 июля 1977 года зачислен в группу специальной подготовки по программе «Буран», 3 августа 1978 года получил положительное заключение Главной медицинской комиссии (ГМК). В конце 1978 года назначен командиром создающегося отряда лётчиков-испытателей № 1 комплекса «А» ЛИЦ ЛИИ.

Приказом Министра авиационной промышленности СССР от 23 июня 1981 года № 263 (приказ начальника ЛИИ от 10 августа 1981 года № 26) в ЛИИ им. М.М. Громова был создан отраслевой Отряд космонавтов-испытателей Минавиапрома СССР в составе лётчиков-испытателей: Волк И. П. - командир, Левченко А.С., Станкявичус Р.А. и Щукин А.В. (первый набор).

С апреля 1979 по декабрь 1980 года прошёл общекосмическую подготовку в ЦПК им. Ю.А. Гагарина, 12 февраля 1982 года ему присвоена квалификация космонавт-испытатель.

С сентября 1982 по май 1983 года проходил подготовку к космическому полёту в составе основного экипажа совместно с Леонидом Кизимом и Владимиром Соловьёвым, но в связи с изменением программы полётов станции «Салют-7» был выведен из экипажа.

С 26 декабря 1983 года проходил подготовку к полёту на КК «Союз-Т». Совершил космический полет (с 17 по 29 июля 1984 года) в качестве космонавта-исследователя корабля «Союз Т-12» (экипаж: Джанибеков, Савицкая). Работал на орбитальном комплексе «Салют-7» - «Союз Т-11» (экипаж: Кизим, Соловьев, Атьков) — «Союз Т-12». Экспедиция посещения вернулась на Землю на КК «Союз Т-11». Продолжительность полёта — 11 суток 19 часов 14 минут 36 секунд. Персональный позывной — «Памир-3». В рамках испытаний сразу после приземления пилотировал вертолёт и самолёты Ту-154 и МиГ-25 по маршруту Байконур — Ахтубинск — Байконур с целью оценки возможностей пилота после нахождения в условиях невесомости. Как считает сам Игорь Петрович, главной целью его полёта было доказательство возможности космонавта пилотировать «Буран» после работы на орбите, и ему это удалось в полной мере.

И. П. Волк в ходе испытаний проекта «Буран» выполнил пять рулёжек и тринадцать полётов на специальном экземпляре корабля. Он должен был стать командиром экипажа первого космического полёта МТКК «Буран» (совместно с Римантасом Станкявичюсом), однако из-за сложных политических интриг в высших кругах космической и авиационной отраслей первый и единственный полёт был совершён в автоматическом режиме. Огромная заслуга в успешном завершении этого уникального полёта принадлежит И. П. Волку и его товарищам по отряду ЛИИ им. М. М. Громова.

Проходил подготовку в качестве командира экипажа совместно с Александром Иванченковым. До 1995 года оставался в составе отряда космонавтов.

Общественная работа

  • Депутат городского Совета г. Жуковский в 1984 - 1987 гг.
  • Президент Всесоюзной федерации тенниса СССР в 1986 - 1990 гг.
  • Президент Федерации любителей авиации с 1988 г.
  • Член Исполкома «Движения зелёных» с 1989 г.
  • Первый вице-президент Федерации космонавтики России, председатель Исполкома ФКР в 2003 -2005 гг.

21 ноября 2013 года подписал открытое письмо президенту с требованием запретить продажу самолётов иностранного производства в России[5].

Награды

  • Герой Советского Союза (29 июля 1984)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (11 апреля 1997) - за заслуги перед государством, большой вклад в развитие отечественной авиации и космонавтик
  • Орден Ленина (29 июля 1984)
  • Орден Трудового Красного Знамени
  • Орден Дружбы народов
  • Медаль «За заслуги в освоении космоса» (12 апреля 2011 года) - за большие заслуги в области исследования, освоения и использования космического пространства, многолетнюю добросовестную работу, активную общественную деятельность

Заболотский Виктор Васильевич

Второй Президент ФЛА.

Родился 19 апреля 1946 в Москве. Заслуженный лётчик-испытатель СССР, космонавт-испытатель, президент Федерации любителей авиации России. Многократный рекордсмен мира по самолетному спорту.

Биография

Работал электромонтажником на заводе. В 1966 г. окончил Московский городской аэроклуб, в 1969 г. - Центральную объединённую лётно-техническую школу ДОСААФ в Калуге. В 1969 - 1973 гг. - лётчик-конструктор Калужского учебного центра ДОСААФ. В 1975 году окончил школу лётчиков-испытателей, в 1981 году заочно Академию гражданской авиации, в 1985 году - ЦПК им. Ю. А. Гагарина.

  • С 1975 года - на лётно-испытательной работе в ЛИИ им. Громова.
  • В 1988 - 1996 гг. - командир отряда Отраслевого комплекса подготовки космонавтов-испытателей ЛИИ им. Громова.
  • Кандидат в мастера спорта по самолетному спорту.
  • В период с ноября 1991 по февраль 1992 г. руководил межконтинентальным перелетом по маршруту Россия - Австралия - Россия, протяженностью 47 тыс. км.
  • С 12 декабря 1991 года является членом Международного общества летчиков-испытателей и экспериментаторов.
  • В 1998 году Заболотский избирается президентом ФЛА[1].

Летная и испытательная работа

Общий налет - более 6000 часов, освоил более 200 типов летательных аппаратов.

Провёл большой цикл лётных исследований и лётно-конструкторских испытаний на самолётах вертикального взлёта и посадки Як-38 и Як-38У по определению максимально-возможного взлётного веса при вертикальном взлёте с коротким разбегом; по выполнению прерванного взлёта на режимах короткого разбега; по выполнению посадки ночью на тяжёлый авианесущий крейсер «Киев» по лазерной системе посадки.

Впервые выполнил посадки с гаком на бетонную полосу на самолёте МиГ-27ЛЛ. Единственный лётчик, выполнивший ночные посадки по лазерной системе «Глиссада-М» на палубы трёх ТАКР: «Минск», «Киев» и «Новороссийск».

Провёл лётные испытания на МиГ-29, Су-17М, Су-26, МиГ-23. Провёл серию лётных испытаний на летающих лабораториях Су-7УБ и Миг-23УБ с использованием телевизионной информации по поиску и выполнению атак наземных целей, лётно-конструкторские испытания экспериментального самолёта «Квант» ОСКБ МАИ.

Прошёл курс общекосмической подготовки в ЦПК и подготовку по программе многоразового космического корабля «Буран». Провёл цикл исследований в интересах корабля «Буран» на летающих лабораториях Су-7, Су-17, Миг-31, Су-27, Ил-62.

4 июня 1981 года установил на экспериментальном спортивно-пилотажном самолёте «Квант» в классе С-1-b/группе I два мировых рекорда:

  • время набора высоты 6000 м. — 16 мин 6 с.
  • высота горизонтального полёта — 6550 м.[2]

Летные происшествия

28 июля 1992 года во время тренировочного полета на Як-38 при подготовке к МосАэроШоу' 92 на высоте 50 метров произошло самопроизвольное катапультирование летчика через фонарь кабины. Заболоцкий успешно приземлился, самолет разбился.[3]. Данное происшествие освещается в документальном фильме «Испытатели. Выжить в катастрофе».

Награды

Награждён орденом «За личное мужество» (29 декабря 1992), юбилейной медалью «В память 850-летия Москвы» (1997).