Крымское Республиканское отделение "Федерация любителей авиации России" поддержала акцию по подъему советского самолета Р-39 «Аэрокобра»

ПРЕСС-РЕЛИЗ

Подъем из озера Тобечик в районе Керчи советского самолета Р-39 «Аэрокобра», погибшего в воздушном бою 5 декабря 1943 г.

 В Республике Крым в районе озера Тобечик южнее Керчи во вторник 18 октября 2016 г. силами участников проекта «Батарея №29 бис» будет проведен подъем обнаруженных в ходе поисковых работ деталей самолета Р-39 «Аэрокобра», погибшего в воздушном бою 5 декабря 1943 г. В рамках мероприятия состоится пресс-тур для федеральных и республиканских СМИ.

Журналистам представят итоги поисковой экспедиции: покажут найденные фрагменты советского истребителя, сбитого в 1943 году, и расскажут о судьбе пилота. Если во время экспедиции останки экипажа обнаружены не будут, о судьбе летчика поисковики узнают с помощью базы данных «Мемориал».

На месте крушения самолета работают специалисты Региональной общественной организации «Батарея №29 бис» (руководитель – Елкин Александр Владимирович).

В настоящее время участниками экспедиции под руководством Александра Елкина из воды извлечены части кабины, обломки центроплана, а также обнаружены детали  шлемофона и снаряжения пилота. Участниками операции восстановлена история самого самолета и летчика.

Самолет пилотировал старший лейтенант Павел Иванович Красненков, заместитель командира эскадрильи 57-го гвардейского авиационного истребительного полка.

Обстоятельства гибели и судьба пилота

5 декабря 1943 г. один из самых тяжелых дней Эльтигенского десанта, который уже с трудом отбивал атаки противника, поддержанного артиллерией и штурмовыми орудиями в направлении юго-западной части плацдарма, севернее высоты 56,7. Здесь оборонялся 1331-й полк, который фланкирующим огнем сдерживал продвижение румын и немцев вдоль берега и успешно отражал лобовые атаки. После удара штурмовых орудий с тыла полк был вынужден оставить свои позиции. Теперь у противника появилась возможность начать наступление на маячную высоту.

В этих условиях наша ударная авиация 5 декабря полностью переключилась на Эльтиген, хотя продолжалось наступление под Керчью. Штурмовики сделали 182 самолето-вылета по войскам противника и оказали большую помощь в отражении атак, заплатив за это четырьмя сбитыми и тремя подбитыми Илами. Положение с боеприпасами у десантников вынудило снова привлечь к доставке грузов штурмовики. В 13 самолето-вылетах 622-й штурмовой авиаполк сбросил 1,9 тонны боеприпасов, потеряв от зенитного огня один самолет.

Немецкие истребители безуспешно пытались противодействовать нашей «Мессершмитты» находились в воздухе, но вмешаться попытались работе нашей ударной авиации в районе Эльтигена. Основные потери советские ВВС понесли от сильного огня ПВО. Единственный воздушный бой произошел в районе озера Тобечик.

В донесении о потерях 329-й истребительной авиадивизии 4-й воздушной армии, в которую входил 57-й гвардейский истребительный авиационный полк сказано: «…В 16.50 на высоте 3500 метров в районе Эльтиген 4 самолета «Аэрокобра», ведущий первой пары, лейтенант Шекалов (вероятно - Шикалов Владимир Владимирович), встретили выше на 400-500 метров 2 Ме-109. Ме-109 атаковал ведомого второй пары гв. ст. лейтенанта Красненкова с расстояния 50-60 метров сверху, сзади. После атаки самолет «Аэрокобра», летчик гв. ст. лейтенант Краненков с сильным дымом упал в оз. Тобечикское. Второй Ме-109 атаковал ведущий пары гв. ст. лейтенант Праварихин (вероятно - Проворихин Владимир Борисович) со своим ведомым ст. сержантом Волошиным. В момент атаки у ст. лейтенанта Проворихина оторвалась дверь кабины, вследствие чего он  преследование прекратил. Атака безрезультативна. 2 Ме-109 ушли с пикированием на запад. 

Потери: 1 самолет «Аэрокобра», летчик зам. командира АЭ ст. лейтенант Красненков сбит в воздушном бою в р-не Эльтиген, летчик погиб. 1 самолет «Аэрокобра», летчик командир 57 гиап майор Сидоров произвел вынужденную посадку в р-не Тамань нормально».

Потери зафиксированы, документы о них имеются в военном архиве Министерства обороны (в том числе на ОБД «Мемориал»). Там указано, что старший лейтенант Красненков Павел Иванович убит 5 декабря 1943 г. Место гибели: Крымская АССР, г. Керчь, в районе Эльтиген (Номер фонда источника информации 58, номер описи источника информации 18001, номер дела источника информации 1257).

Редактором отдела газеты «Богородская газета» Светланой Кузьмичевой в 2016 г. было установлено, что г. Богородске Нижегородской области ныне проживают его внучки Ксения Юрьевна Кудряшова, Наталья Юрьевна Романова, правнуки, которые очень хотели побывать на месте упокоения их деда.

Подъем самолета «Аэрокобра»

Намеченная на 18 октября 2016 г. акция по подъему оставшихся на дне озера Тобечик деталей самолета ст. лейтенанта Красненкова и попытка обнаружения останков пилота имеет цель не только установить точное место гибели еще одного из защитников Отечества, но и показать значимость сохранения памяти героев Великой Отечественной войны, погибших в боях за освобождение Крыма.

Одна из главных задач мероприятия — привлечение молодежи к поисковой работе по увековечиванию памяти погибших защитников Отечества, формированию героического образа прошлого России. Именно на новичков ориентирован формат подъема погибшей машины.

По предложению руководителя экспедиции Александра Елкина к участию в работе привлечены волонтеры. Их «мобилизация» прошла через социальные сети в Интернете. Добровольцам, среди которых люди разных возрастов и социальных групп, продемонстрируют методику поисковых работ и принципиально иной подход к раскопкам: не мародерство и перекладывание костей с места на место, а уважительное отношение к останкам и в перспективе перезахоронение воинов со всеми почестями и церемониалом.

На месте писка в этот день будут присутствовать внучки гвардии ст. лейтенанта Павла Ивановича Красненкова. Они прибывают в аэропорт Симферополя 17 октября 2016 г.

По итогам проведенной акции будет проведена пресс-конференция (место, время и дата сообщены будут дополнительно). Предполагается показ представителям СМИ деталей, извлеченных с места гибели самолета и авиационного снаряжения пилота.

Основную работу по поиску самолета и установлению провели личности пилота провели:

Региональная общественная организация «Батарея №29 бис» (руководитель Александр Елкин);

Редактор отдела газеты «Богородская газета» Светлана Кузьмичева;

Историк Сергей Соловьев (Анапа)

 

Акция по подъему самолета поддержана и состоится благодаря поддержке:

Правительству Республики Крым;

Правительству Нижегородской области;

Администрации городов Симферополь, Керчь, Богородск;

Министерству информации Республики Крым

КРО «Федерация любителей авиации России»

ДОСААФ России (Республика Крым)

Общественной организации «Союз десантников Крыма»;

Общественной организации ветеранов Симферопольского ВВПСУ

Военно-исторический журнал «Military Крым» (Республика Крым)

 

Приглашены для участия в мероприятии: представители Правительства Республики Крым, администраций Симферополя и Керчи; журналисты федеральных и республиканских СМИ, члены общественных организаций.

Начало в 12.00 (возможно уточнение в связи с погодными условиями).

 

Главный редактор военно-исторического журнала «Military Крым»

Сергей Ченнык (Симферополь), +7 978 769 38 06, crimeawar@mail.ru

 

Приложение 1

36-й истребительный авиационный полк (57-й гвардейский истребительный Краснознаменный авиационный полк)

В действующей армии:

23.11.41 - 08.02.43 (36 иап)

25.04.43 - 06.05.44 (57 гиап)

03.12.44 - 09.05.45 (57 гиап)

Сформирован в Баку на аэродроме Насосная в марте 1938 г. на базе двух эскадрилий 70-го отдельного авиаотряда, образованного в 1927 году, и был вооружен самолетами И-16 и И-15 бис.

В 1939 году группа из 60 летчиков-истребителей и техников была отправлена на Халхин-Гол, в боях погибли три пилота и двое техников, было одержано несколько воздушных побед.

С началом Великой Отечественной войны прикрывал нефтепромыслы Баку, в августе 1941 г. в составе группировки советских войск участвовал в походе в Иран, в октябре прикрывал Сухуми. С конца ноября 1941 г. в составе 74-й иад действовал одной эскадрильей с аэродрома Запорожская на Тамани и двумя эскадрильями комполка майора Осипова с аэродрома Кулешовская под Ростовом. До осени 1942 г. участвовал в боях под Ростовом, в Крыму и обороне Кавказа. С февраля 1942 г. действовал в составе  135-й иад. С апреля 1942 г. в составе ВВС Крымского фронта. С июня 1942 г. входил в состав 237-й иад, а после ее расформирования с первой декады октября действовал в составе 236-й иад, отражая наступление противника на туапсинском направлении.

На самолетах И-16 в июне - июле 1942 г. в районе Кубани и северо-восточного побережья Черного моря произвел 1976 боевых вылетов, из них 661 - на штурмовку войск и техники противника. Летчики полка провели 56 групповых воздушных боев и сбили 13 самолетов противника.

В ноябре 1942 г. полк выведен в Баку на переформирование и обучение на истребителях "Спитфайр" Mk V, которые несколько опытных летчиков во главе с командиром перегнали из Ирана. Полк был единственным в советских ВВС, вооруженным такими самолетами.

Преобразован Приказом НКО СССР No. 63 от 08.02.43 г. в 57 гиап.

С 25.04.43 до июля 1943 г. действовал в составе 216-й сад в небе Кубани.

В июне 1943 г. полк получил самолеты P-39 "Аэрокобра".

28.08.43 г. в признание боевых результатов полка на аэродроме Тихорецкая ему торжественно вручено гвардейское знамя.

С октября 1943 г. до конца войны входил в состав 329-й иад.

После освобождения Тамани с осени 1943 г. летчики полка вели бои над Керченским проливом, в Крыму, при штурме Севастополя, на Украине.

С декабря 1944 г. 57 гиап воевал в небе над Варшавой, Восточной Пруссией и Данцигом.

26.04.45 г. полк награжден орденом Красного Знамени.

Закончил войну на Одере, под Штеттином, на аэродроме Клютцов.

За время войны летчики полка совершили 9572 боевых вылета, провели 455 групповых воздушных боев, сбили 190 самолетов противника, в том числе 59 бомбардировщиков и 101 истребитель, 26 самолетов уничтожили на аэродромах, штурмовыми действиями вывели из строя большое количество живой силы и техники, в том числе до 800 автомашин, 30 танков, 50 вагонов и цистерн. В воздушных боях и от огня с земли было потеряно за войну 53 самолета, погибли 41 летчик.

14.05.45 г. перебазировался на аэродром бывшей немецкой ракетной базы Пенемюнде.

После войны полк базировался на аэродромах Польши и бывшей Восточной Пруссии, а в 1947 г. перебазировался в Елец, где освоил реактивные МиГ-9 и МиГ-15.

С октября 1950 по март 1952 г. весь состав полка принял участие в боях корейской войны.

С марта 1952 г. 57 гиап, включенный в состав войск ПВО страны, базировался на аэродроме Вещево под Выборгом.

В июне 1978 г. личный состав и техника были распределены по другим полкам ПВО, а гвардейское знамя, печать и формуляр части были переданы в 991-й истребительный полк в Бесовце под Петрозаводском, который принял имя 57-го гвардейского.

В 70 - 80-е годы полк летал на перехватчиках Су-15 ТМ.

В ноябре 1990 г. 57 гиап совершил перелет на не готовый к приему норильский аэродром. На новом месте началось переучивание на МиГ-31, но осенью 1993 года в ходе сокращения Вооруженных Сил полк был расформирован.

 

Приложение 2

Истребитель «Белл» P-39 «Аэрокобра»

Белл P-39 Аэрокобра (англ. Bell P-39 Airacobra) — американский истребитель периода Второй мировой войны, отличавшийся необычной для своего времени конструкцией (двигатель располагался сзади кабины пилота). Половина всех выпущенных «кобр»,— более 4500 машин,— были поставлены в СССР по ленд-лизу[3]. На P-39 летали такие результативные асы, как Александр Покрышкин и Григорий Речкалов.

Стояла на вооружении пяти стран: США, Великобритании, СССР, Португалии и Австралии.

История создания

Аэрокобра является первой серийной машиной фирмы «Белл Эркрафт Корпоройшн в Буффало, Нью-Йорк». Лоуренс Д. Белл — глава фирмы, Роберт Д. Вудс — главный конструктор, его помощник — Гарланд М. Пойером. Последние два и являются создателями P-39.

ВВС США в 1936 г. предложили разработать авиационным фирмам предварительные проекты истребителей для рассмотрения.

18 мая 1937 г. одобрила представленный на конкурс проект будущей Аэрокобры — проект «Белл Модель 4», а 7 октября фирмой был получен контракт на строительство прототипа под обозначением «XP-39».

29 декабря 1938 года, в разобранном виде по железной дороге машина прибыла в испытательный центр (Райт-Филд, Огайо). Переделки и доводки машины растянулись до 8 февраля, когда удалось запустить двигатель самолёта. Но после первой же рулёжки (1 марта 1939 года) из-за недостатков системы охлаждения двигатель пришлось демонтировать. Первый полёт состоялся 6 апреля 1939 года (пилот Джеймс Тейлор), без оружия и брони самолёт достиг скорости 628 км/ч с полётным весом в 2,5 т (по другим данным 603 км/ч при 2768 кг). Ещё до окончания лётных испытаний, Армия США 13 апреля 1939 г. и «Белл» заключили контракт на постройку первой серии — 13 машин.

Силовую установку заменили: вместо мотора «Эллисон V-1710-17» (1150 л.с.) с турбокомпрессором В-5 был установлен «Эллисон V-1710-39» (1090 л.с.). По требованию военных сняли турбокомпрессор — машина навсегда перестала быть высотной. Кроме того она потяжелела до 2,9 т., скорость упала до 603 км/ч (4500 м), а для набора высоты 6000 м требовалось 7,5 мин.

«Аэрокобра» в СССР

Всего в СССР было поставлено 4952 истребителей P-39 «Аэрокобра», что составляет приблизительно половину от общего количества выпущенных машин[4]. С декабря 1941 года Великобритания направила в СССР 212 P-39, но в 41-м было получена только одна машина, а в 42-м 192. Поставка этих ранних моделей была завершена в январе 1943 г. Все машины прибывали, в основном, в 6-ю запасную авиабригаду, а именно в 22 запасной авиаполк, который состоял из 4-х сборочных бригад и 3-х учебных авиаэскадрилий (по одной для «киттихауков», «харикейнов» и «аэрокобр»). Кроме самолётов по ленд-лизу было поставлено более миллиона патронов к 37-мм авиационной пушке М4 (англ.)русск., которой была вооружена «Аэрокобра».

Первой частью, переученной на «Аэрокобры», был 153 ИАП, который закончил обучение 14 июня 1942 г. и был перебазирован на Воронежский фронт, куда прибыл 29 июня. За 3 месяца боёв полк уничтожил 18 бомбардировщиков, 45 истребителей, собственные потери — три лётчика, 8 машин, и был удостоен звания гвардейского (28 гв. ИАП).

Впервые же в Великой Отечественной войне «Аэрокобра» вступила в бой 16 мая 1942 г. в составе 19 гв. ИАП (16 машин) в Заполярье.

Описание конструкции

Одноместный, одномоторный, цельнометаллический свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом и трёхстоечным шасси. Каркас фюзеляжа из двух коробчатых лонжеронов на всю длину. Крыло самолёта трёхлонжеронное. Лонжероны дюралевые (кроме заднего стального). Обшивка работающая дюралевая. Управляющие поверхности обтянуты полотном, триммеры — пластмассовые. Винт трёхлопастной (стальные лопасти), изменяемого шага, типа «Кертисс Электрик» диаметром 3,16 м. Мог работать как винт-автомат и как винт фиксированного шага.

Бронирование

Заднее бронестекло толщиной 63 мм. Переднее (вмонтировано в козырёк) — 37 мм. Бронеспинка лётчика и броня за мотором, закрывающая маслобак, — стальная толщиной по 6,5 мм Масса металлической брони 92 кг, масса бронестекла 27 кг[5]

Вооружение

20 мм пушка HS-404 — боезапас 60 патронов, или 37 мм пушка M4 — боезапас 30 патронов

12,7 мм пулемёты «Браунинг» М2 боезапас 200—270 патронов на ствол (от двух до четырёх пулемётов, в зависимости от модификации)

Тактико-технические характеристики

Приведены характеристики, полученные на испытаниях самолёта модификации P-39D в СССР.

Экипаж: 1 (пилот)

Длина: 9,159 м

с пушкой: 9,58 м

Размах крыла: 10,363 м

Высота: 3,78 м

Масса пустого: 2642 кг

Нормальная взлётная масса: 3556 кг

Объём топливных баков: 455 л

Силовая установка: 1 × жидкостного охлаждения Allison V-1710-35

Мощность двигателей: 1 × 1150 л. с. (1 × 846 кВт)

Максимальная скорость:  

у земли: 493 км/ч

на высоте: 585 на 4200 м

Крейсерская скорость: 528 км/ч

Посадочная скорость: 145 км/ч

Практическая дальность: 993 км (на 550 м)

Продолжительность полёта: 3,65 ч

Практический потолок: 9600 м

Длина разбега: 300 м

Длина пробега: 350 м 

Время / радиус виража: 19 с / 253 м

 

 

13.10.2016

Вернуться к списку новостей