Не думай о секундах свысока

Авиаралли – что это за спорт?

Немного истории

Авиаралли – в международном написании – rally flying – вид авиационного спорта, признанный и развиваемый под эгидой FAI ( Fédération Aéronautique Internationale). FAI ежегодно проводится чемпионат Мира или Европы (каждый чемпионат – один раз в два года, по очереди).

Это вид соревнований относится к секции General aviation (авиации общего назначения). К этой же секции относятся соревнования по пилотажу Red Bull.

Состязания проводятся на двух- и более местных самолетах, предназначенных для любого типа полетов, на выбор участников, т.к. этот тип соревнований проводится для экипажей, состоящих из пилота и штурмана. Ограничением является только минимальная скорость прохождения маршрута, обычно она составляет не менее 70 узлов, что и накладывает определенные требования к выбору воздушного судна.

История данных соревнований восходит к периоду 20-30-х годов, когда в скандинавских странах возник данный вид спорта. Целью соревнований было формирование у пилотов определенного набора навыков по ориентированию, точному прохождению маршрутов по времени и месту, поиску целей, точным посадкам, быстрому решению навигационных задач в уме, умению быстро работать с картой перед полетом и в полете. В поздних 40-х в ряде европейских стран возник интерес к развитию данного вида спорта. Позднее были написаны правила таких соревнований и спорт окончательно разделился на собственно авиаралли (Rally Flying) и точное самолетовождение (Precision Flying). Отличительной особенностью второго является то, что соревнования проводятся с участием одного пилота и минимальными требованиями к работе по прокладке карты перед полетом. Авиаралли же подразумевает работу в составе экипажа и поэтому является более сложным видом спорта, т.к. требует правильного распределения обязанностей в экипаже, слетанности и взаимопонимания в полете. Изначально в данном спорте лидирующие позиции занимали скандинавские страны. Сегодня доминируют страны Восточной Европы (Польша, Чехия, Словакия) и Франция. Традиционно сильные позиции имеют Испания, ЮАР, Венгрия, Словакия.

Описание соревнований

Как уже упоминалось выше, данный спорт подразумевает под собой участие двух членов экипажа – пилота и штурмана. Акцент в работе экипажа делается на аккуратность прокладки маршрута, точность его пролета по месту и времени, а также на навыки обзора при поиске целей и умение корректно отметить эти цели на карте. Также, отдельно оценивается точность посадки экипажа на промежуточных аэродромах по маршруту и при финальной посадке. За ошибки начисляются штрафные очки (пенальти). Экипаж, набравший минимальное количество пенальти, признается победителем. Для повышения вероятности ошибок экипаж с помощью дополнительных заданий вводится в дефицит времени с момента начала прокладки карты и до момента сдачи отчета судьям. Такими заданиями могут являться поиск фотографий на маршруте, поиск наземных знаков, допрокладка навигационного задания на карте непосредственно в полете, точное измерение расстояний от найденных целей по чекпоинтов при написании отчета, перевод километров в мили и наоборот, а также иные приемы. Помимо этого, многие задания не решаются прямолинейно и многие решения зависят от правильности решения предыдущих задач. Таким образом, цена одной ошибки экипажа может быть очень высокой, т.к. повлечет за собой череду следующих ошибок и неточностей.

В довершение всего, полностью запрещены любые электронные навигационные средства, GPS и иные радионавигационные устройства. Таким образом, из оборудования самолета экипажу доступны лишь стандартные приборы, курсовая система и карты. Экипаж имеет право пользоваться любыми линейками и транспортирами для работы с картами. За использованием радио для подсказок следит судейская бригада, сканируя частоты авиационного диапазона.

В жизни соревнования по авиаралли выглядят следующим образом:

Экипажи (пилоты и штурманы) находятся у самолетов в зоне вылета. Доступ к стоянке закрыт всем, кроме членов экипажей и судейской бригады. После проверки самолетов на наличие запрещенного оборудования, судьи приступают к раздаче заданий экипажам с интервалом в три минуты для обеспечения безопасного расстояния между бортами на маршруте. За заранее установленное судьями время (обычно от 15 до 30 минут) до вылета экипажу вручают конверт со следующим содержимым:

  • Легенда маршрута с описанием поворотных пунктов.
  • Посекундное расписание прохождения поворотных пунктов.
  • Фотографии поворотных пунктов с воздуха (часть фотографий неправильные, т.е. поворотные пункты выглядят по-другому и это должен отметить экипаж на маршруте).
  • Фотографии случайных ориентиров по маршруту полета.
  • Две карты - двухкилометровки.
  • Схемы входа и выхода с/на маршрут.
  • Дополнительные задания.
  • Бланк отчета о пройденном маршруте.

В легенде маршрута поворотные пункты описаны примерно так:

  • Старт-пойнт: Х-образный перекресток, 5,8 морских миль курсом 85 град. от аэродрома вылета.
  • Чекпойнт № 1: слияние двух каналов, 25,2 километра от чекпойнта №2 и 9,3 морских мили от чекпойнта №5.
  • Чекпойнт № 2: развалины часовни, координаты ХХ град. УУ минут ZZ секунд северной широты и xx град, уу минут zz секунд восточной долготы.
  • И так далее.

Задача экипажа

  • Проложить курс исходя из полученной информации (см. содержание легенды).
  • Взлететь строго в указанное время: если по заданию вылет в 10:45:00, выходной створ полосы надо перелететь между 10:45:00 и 10:46:00, при этом точно пройти над торцом, иначе будут начислены пенальти.
  • Пролететь все поворотные пункты с точностью +/- 2 секунды (выход из графика в обе стороны начиная с 3й секунды - по 3 штрафных очка за секунду), при этом ширина створа ворот над чекпоинтом -1 одна морская миля, т.е. примерно по 900 метров влево и вправо.
  • Определить, какие фотографии поворотных пунктов правильные, а какие - нет.
  • Найти по фотографиям малопримечательные места на маршруте, и определить их местоположение: фотография Z в 7,5 морских милях от чекпойнта №3.
  • Таким же образом найти выложенные на местности знаки (выкладываются из белых полотнищ размером 1х5 метров каждая).
  • Найти свой аэродром и приземлиться на него на точность. Возможно, что на маршруте будет промежуточная посадка.
  • Заполнить отчет и сдать его судьям.

Какие бывают дополнительные задания:

  • В легенде вместо описания чекпоинтов, например №№ 7,8 и 9, может быть указано «см. два конверта». На одном конверте написано «Открыть, если фото чекпоинта» правильное», на другом – «Открыть, если фото чекпоинта 2 неправильное».
  • Допрокладку приходится делать в полете в условиях, когда надо вести навигацию, искать цели, заполнять отчеты и т.д.
  • В маршрут могут включить посадку (конвейер) на промежуточном аэродроме. Тогда выдают схемы захода и выхода соответствующего промежуточного аэродрома.
  • После посадки и выключения двигателя у экипажа только пять минут на дозаполнение отчета и сдачу его судьям вместе со всеми картами, фото и прочими бумагами, входившими в задание. Также, подлежат сдаче оба gps-логгера, которые записывают трек прохождения по маршруту и позволяют точно судить о качестве выполнения задания экипажем.
  • После расшифровки логгера и анализа отчета, судьи начисляют экипажу пенальти за все неточности и упущения, которые были допущены в этом полете. К ним относятся:
    — неточное прохождение маршрута по времени – 3 очка за каждую секунду;
    — неточное прохождение ворот чекпоинта – 200 очков;
    — отворот от маршрута на угол более, чем 90 градусов – 200 очков;
    — посадку вне зоны «0» - в зависимости от величины отклонения – до 200 очков и т.д.

Таким образом, сумма пенальти определяет место экипажа в итоговой таблице.

После подведения итогового результата экипаж помещается в зону карантина для исключения его общения с кем-либо до момента, пока заключительный борт не поднимется в воздух.

Авиаралли - спорт Федерации любителей авиации России

Начиная с 1996 года пилоты-любители ФЛА начали осваивать новые дисциплины для России в авиаспорте, это: авиаралли, точное самолетовождение и авиагонки. С этого же года сборная команда России принимает участие во всех чемпионатах мира и Европы, которые проводились в Новой Зеландии, Италии, Чехии, Турции, Польше, Дании, Словакии, Франции, Австрии, Испании, Венгрии, ЮАР, Германии. На прошедших чемпионатах сборная команда всегда входила в десятку лучших команд мира и Европы.

А член сборной команды России мастер спорта Дмитрий Сухарев неоднократно входил в десятку лучших пилотов мира. Наивысшим достижением России в авиаралли стал прошедший год. В 2013 году на чемпионате Европы в Словакии наша сборная команда завоевала серебряные медали (мастера спорта Сергей Быков, Павел Калугин, Александр Эрлихман, Алексей Лапшин).

В России первый чемпионат по авиаралли был организован и проведен в Подольском районе Московской области, где первыми чемпионами России стали Дмитрий Сухарев и Софья Светлосанова.

На сегодняшний день проведено 13 чемпионатов России по авиаралли, 10 чемпионатов по точному самолетовождению, 8 чемпионатов по авиагонкам и 5 кубков России по авиаралли.

Преодолевая проблемы и препятствия

Авиаралли – сложный и дорогостоящий вид авиационного спорта. Для достижения серьезных результатов требуется надежная и проверенная техника – как правило самолеты Цесна 152 и 172 и длительный период тренировок, включающий в себя и маршрутные полеты, и наработку техники точных посадок, и работа со штурманом по прокладке маршрута в ограниченном лимите времени. Значительного времени, труда и ресурсов требует подготовка тренировочных и спортивных маршрутов. Это должны делать сами специалисты, досконально знающие все тонкости авиаралли, имеющие высокую технику пилотирования и относящиеся к этому делу высоко творчески, ведь составление легенды к каждому маршруту – это уникальное дело, как составление кроссворда. Большой объем работы требуется выполнять и судейской группе, которая фиксирует точность приземления, принимает отчеты экипажей, расшифровывает треки полетов, готовит маршрутные знаки и т.д.

Существует и проблема зрелищности этого спорта. Самолеты, улетая на маршрут, могут возвращаться только через час или два. Для удержания интереса публики требуется установка дорогостоящего видеооборудования и транслирования соревнований на большие экраны.

Развитие авиаралли и достижение высоких и стабильных результатов на международном уровне сдерживается отсутствием серьезной государственной поддержки и массовостью этого вида авиаспорта. На сегодняшний день такие соревнования проходят, в основном, на аэродромах Московской области и эпизодически в некоторых регионах.

В таких условиях высочайшего уважения заслуживают энтузиасты этого дела: организаторы, тренеры, судьи, спортсмены, обеспечивающие за свои собственные деньги, технические и человеческие ресурсы, развитие авиаралли в России и представление нашей страны на международных соревнованиях.

Приглашаем попробовать себя!

Авиаралли – это этап пилота-любителя в освоении неба. Научиться летать в сложных условиях без GPS, как это делали пилоты-первопроходцы 30-х годов – дорогого стоит.

Это спорт, требующий высочайшего профессионализма и подготовки, это спорт авиаперелетов и приключений. Это спорт любого возраста.

Для тех, кому это интересно:
Федерация любителей авиации России, тел.: 8 (495) 491-3634
«Школа авиаралли» аэродрома «Северка», тел.: 8 (496) 617-73-00, 8 (910) 401-30-00

Калугин П.Ю.,
Член совета ФЛА России, пилот-любитель, мастер спорта

17.04.2014

Вернуться к списку новостей