Обращение частных пилотов к Президенту РФ
Президенту Российской Федерации
Владимиру Владимировичу Путину.
Обращение.
Уважаемый Владимир Владимирович!
Мы, пилоты легкой и сверхлегкой авиации России, владельцы посадочных площадок, авиаинженеры, производители легких и сверхлегких воздушных судов, простые граждане, неравнодушные к авиации, вынуждены просить Вас вмешаться в текущую ситуацию фактического разгрома легкой и сверхлегкой авиации России и повлиять на решения авиационных властей с тем, чтобы развитие авиации общего назначения вернулось в нормальное русло.
1. Нормативные и организационные проблемы.
Действующая нормативная база и практика ее реализации по совокупности запретительны. Декларируемая регулятором «забота о безопасности полетов авиации общего назначения» является имитацией деятельности. В области государственного управления, доминирует принцип «чем меньше они летают - тем лучше показатели безопасности».
Нет кропотливой работы по обеспечению безопасности полетов на местах, по снижению регулятивных издержек. Нет финансовых и организационных условий для обеспечения обратной связи между практикой и регулированием. За 20 лет в стране не выпущено ни одного методического пособия по обеспечению безопасности полетов авиации общего назначения. Исследования авиации как объекта госполитики – практически отсутствуют.
Как следствие - объем требований для большинства пилотов невыполним, а расширительное толкование уголовных и административных норм, стало в отношении пилотов общероссийской правовой практикой. Пилоты-любители перед выбором: прекратить летать, уйти в «тень» или подвергнуться преследованию.
2. Проблемы развития
Считаем управление развитием малой авиации непрофессиональным. Полтора года в стране вообще нет подготовки пилотов дельталетов, свободных аэростатов, пилотов-планеристов. Нет подготовки на гидросамолёты и поплавками, нет подготовки на самолеты с хвостовым колесом. На всю страну действуют только 4 авиационных учебных центра авиации общего назначения с подготовкой пилотов-любителей на легкий самолет, и два – на сверхлегкий самолет. Это все, что осталось в стране. Еще в 2012 имелось 20 авиационных учебных центров. Есть примеры, когда авиационные учебные центры подают документы много раз и не могут получить разрешения на деятельность.
На уровне государственной политики развития малой авиации мы так же видим отсутствие системного развития.
Стратегия развития авиации общего назначения – отсутствует. Нормативно сформулированные цели, задачи развития АОН - отсутствуют. Лица, ответственные за развитие авиации общего назначения в регионах - отсутствуют. Инспекция авиации общего назначения для координации и практического обеспечения ее работы, предусмотренная Указом Президента РФ № 147 от 21.07.1995 г. - не создана. Ни в одном территориальном органе Росавиации нет штатной единицы, отвечающей за развитие авиации общего назначения. В прогнозных показателях деятельности Минтранса РФ и Росавиации авиация общего назначения - отсутствует. Авиация общего назначения в паспорт ФЦП «Развитие Транспортной системы России» (подпрограмма «Гражданская авиация») не включена. План действий Федеральных органов исполнительной власти, направленных на развитие авиации общего назначения № 6087п-П9 от 10 октября 2013 г. - не выполнен. Предложения по обеспечению упрощения процедур полетов и базирования АОН - не выполнены. Владельцы посадочных площадок прекращают свою деятельность – слишком высоки налоги. Транспортный налог – заградительный. Постановлением правительства № 182 от 14.02.2017г. ужесточены Федеральные Правила использования воздушного пространства, что приводит к увеличению рисков пилотов в полете.
3. Экономические проблемы, потери бюджета
Авиация общего назначения выключена из хозяйственной деятельности. Оценочно, оборот авиации общего назначения - 70 млрд. руб. Запрет на авиаработы не имеет смысла, противоречит сложившейся хозяйственной и мировой практике. Малая авиация не является конкурентом коммерческим авиапредприятиям. Она имеет свою экономическую нишу. Ее использование позволяет принести ощутимые доходы бюджету, формируя экономическую основу ее развития, и реальные, а не декларируемые инвестиции в безопасность ее полетов.
Хотим специально отметить и подчеркнуть: сложившийся запретительный характер регулирования авиационной деятельности препятствует воспитанию у молодежи любви к авиации. Это прямо влияет на формирование у молодых людей патриотических чувств и определение дальнейшего жизненного пути. Результат уже сказывается: потеря исторически существовавшей цепочки подготовки авиационных специалистов «авиамодельный кружок - планерный клуб - аэроклуб (АУЦ) - летное училище ГА или авиационное училище ВКС» - уже привела к тому, что Министр обороны С.К.Шойгу был вынужден озвучить факт нехватки в ВКС лётного состава в количестве 1300 пилотов. Мы, авиаторы, воспринимаем такое положение дел как национальный позор, недостойный державы, имеющей столь богатые авиационные традиции.
Уважаемый Владимир Владимирович, в описанной ситуации мы наблюдаем со стороны федерального авиационного регулятора полное остуствие намерений изменить данную ситуацию, даже в форме установления диалога с авиационным сообществом, хотя мы хотим и готовы к такому диалогу.
Мы видим единственную возможность выхода из ситуации в Вашем вмешательстве, как гаранта Конституции РФ и обращаемся с просьбой о вмешательстве:
- измененить целеполагание авиационного регулятора в отношении «малой авиации» как неотъемлемой области человеческой деятельности – вместо запрещения деятельности к содействиюеё развития;
- установить диалог авиационного регулятора с авиационным собществом: общественными организациями и федерациями;
- дать регулятору поручение провести аудит и сокращение действующих регламентирующих документов, заменив невыполнимые требования теми практиками, которые уже выработаны пилотским сообществом;
- дать регулятору поручение упростить и удешевить регистрацию легких и сверхлегких воздушных судов, упростить и удешевить процедуры их технического освидетельствования, обеспечить выполнение этих процедур во всех регионах;
- дать регулятору поручение упростить порядок и правила медицинского освидетельствования частных пилотов, устранив избыточность медицинских требований, обеспечив освидетельствование персонала АОН во всех регионах страны
- отменить неисполнимо жёсткие требования к авиационным учебным центрам, опираясь на наиболее прогрессивный национальный и зарубежный опыт;
- дать регулятору поручение выработать и ввести в действие правила, позволяющие субъектам АОН выполнять широкий спектр авиационных работ;
- пресечь практику произвольной трактовки транспортной прокуратурой статей УК РФ, и попытки привлечения пилотов АОН к уголовной ответственности за нарушения, предусмотренные в КОАП РФ;
- выработать механизм проверки и признания квалификации уволившихся военных и гражданских пилотов, независимо от давности увольнения, а также выдачи им пилотских свидетельств современного образца без принуждения к обучению с уровня начинающих курсантов;
- разрешить на уровне законодательства использование сельскохозяйственных земель под нужды сельхозавиации и АОН в целом, сохранив налог на уровне налога на земель сельскохозяйственного назначения;
- отменить требование ФП ИВП о безусловной обязательности подачи уведомления и плана для выполнения полёта в неконтролируемом воздушном пространстве (класс G) всеми пользователями воздушного пространства;
- для целей взаимодействия АОН с исполнительной и законодательной ветвями власти на федеральном уровне, а при необходимости и с Президентом, создать при Минтрансе РФ, Росавиации совещательный орган из пилотов авиации общего назначения, с правом определения последствий регулирующего воздействия по вопросам, относящимся к авиации общего назначения. Членов этого органа ввести в состав комиссии при Президенте по развитию АОН.
Обращение подписано 1055 (одной тысячей пятьюдесятью пятью) пилотами-любителями авиации общего назначения России, авиационными техниками, курсантами-пилотами и любителями авиации.
15.01.2017